Пресс-центр

Охрана труда в медицине: особенности, которые необходимо учесть

Обязанности службы охраны труда в учреждении здравоохранения

В медорганизации с численностью работающих до 50 человек достаточно либо назначить специалиста по охране труда, либо вменить в обязанность одному из штатных сотрудников выполнение отдельных обязанностей по проведению инструктажей по охране труда. Но если на предприятии трудится более 50 человек, придется в обязательном порядке назначить штатного специалиста по охране труда.

При большей численности работающих, при наличии нескольких подразделений, тем более отдаленных, имеет смысл задуматься о создании службы охраны труда.

Обратите внимание! На сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, в котором будет указано, сколько человек должно работать по охране труда в организации, есть только методические рекомендации Минтруда.

Кому конкретно будет подчиняться служба охраны труда или специалист, решает руководитель организации. Как правило, эти сотрудники могут быть подчинены одному из первых заместителей главного врача, или самому главному врачу.

В 212 статье Трудового Кодекса Российской Федерации указана обязанность по созданию у каждого работодателя системы управления охраной труда (СУОТ), а следовательно, нужно разработать Положение о СУОТ. В этом положении может быть приведен расчет численности службы охраны труда, учитывающий специфику конкретного учреждения, такую как:

  • наличие отдельных структурных подразделений
  • статистику травматизма в подразделениях
  • расстояние между обособленными структурами и т.д.

Наш совет: осторожнее пользуйтесь Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10. Этот документ не является нормативным правовым актом, следовательно, его исполнение не является обязательным, и может применяться только в качестве рекомендации, и не более.

Специфика работы специалиста по охране труда в медорганизации

Специалист по ОТ в медорганизации должен отвечать квалификационным характеристикам, перечисленным в профстандарте № 524н. Для того, чтобы такой специалист смог работать в медицинском учреждении, необходимо самостоятельно изучить основные специфические особенности организации охраны труда.

К таким особенностям относится, в первую очередь, лицензирование всех видов медицинской деятельности, указанных в приложении к лицензии. Таким образом, при подготовке к процедуре лицензирования, медицинское учреждение обеспечивает свое соответствие лицензионным требованиям. После того, как лицензия будет получена, органы Росздравнадзора контролируют, каким образом в учреждении выполняются лицензионные требования.

Обратите внимание! К лицензионным требованиям относятся: наличие сертификатов и деклараций на медицинское оборудование, мебель и инструментарий, а также применяемое в работе сырье и материалы.

Важным условием получения и сохранения лицензии является квалификационная подготовка врачебного и сестринского персонала, подтвержденная сертификатами специалиста и другими документами, подтверждающими достаточность профессиональной подготовки.

Также специфической особенностью работы наших коллег в медицине является установка на то, что труд медицинского персонала может быть связан с профессиональным риском только при нарушении сотрудниками требований охраны труда и санитарно-эпидемиологического режима. Поэтому получение микротравмы при заборе крови процедурными медсестрами является ничем иным, как пренебрежением п. 15.9 СанПиН 2.1.3.2630-10 по профилактике гемоконтактных инфекций, в том числе по применению средств защиты и свидетельствует о недостатках в изучении и применении инструкций.

Сведения о работе с патогенными микроорганизмами на рабочих местах

Скачать образец документа

Особенности проведения специальной оценки условий труда

Единственным источником информации для назначения классов условий труда и гарантий и компенсаций является специальная оценка условий труда, проводимая с 1 января 2014 года. СОУТ проводится специально назначенной комиссией вместе с экспертами организации, проводящей СОУТ. Лабораторные замеры проводит специализированная лаборатория при экспертной организации в присутствии работников и членов комиссии по проведению СОУТ.

В медицинской сфере руководствуются не только законом «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013, но и другими нормативными правовыми актами:

  • методикой проведения СОУТ № 33н от 24 января 2014 года
  • приказом Митруда об утверждении особенностей проведения СОУТ в медицинских организациях № 250н от 24 апреля 2015 года и т.п.

В пункте 29 Методики проведения СОУТ, например, указано наименование биологического фактора – «работы с патогенными микроорганизмами». При этом посетители и пациенты не являются патогенными микроорганизмами, поэтому биологический фактор может быть установлен исключительно на рабочих местах сотрудников, которые занимаются таким функционалом, как обнаружение, выделение и идентификация возбудителей инфекционного процесса. В этом случае никакие замеры уровня концентрации грибов, риккетсий, вирусов и бактерий в воздухе рабочей среды не проводятся, и устанавливается подкласс вредности в зависимости от их классификации.

Еще одна особенность при назначении вредности есть у врачей-психиатров. Если психиатр проводит лечение больных с ранее установленным диагнозом психиатрического профиля, только в этом случае ему могут быть установлены вредные условия труда. Если же врач-психиатр проводит прием пациентов, не являющихся заведомо больными, основания для назначения вредного класса условий труда из-за напряженности и травмоопасности труда не наступают априори.

Рабочие места работников стоматологических клиник, в частности зубных техников, занимающихся обработкой зубных протезов шлифовальным инструментом, характеризуются повышенным уровнем производственного шума, а в ряде случаев – и локальной вибрацией. Рабочие места врачей, работающих на стоматологических установках, не подвергаются воздействию производственного шума, превышающего ПДУ – 80 и более дБ в течение рабочей смены, следовательно, отнесение к вредному классу условий труда не происходит.

Порядок назначения гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда

Из-за того, что в учебных центрах не проводят курс «Охрана труда в медицинском учреждении», многие наши коллеги неправильно трактуют требования законодательства. Это становится причиной, когда из-за сложности понимания нормативных правовых актов, у работников ошибочно идентифицируют вредные производственные факторы и устанавливают классы условий труда. Даже в том случае, если условия труда были установлены правильно, при назначении гарантий и компенсаций допускается пренебрежение указаниям нормативного акта.

Пример:

В одном из медицинских учреждений всем работникам рентгенологической лаборатории выдавалась компенсация за молоко. Но в стандарте безопасности, утвержденном приказом № 45н указано, что молоко выдается при работе с открытыми источниками ионизирующего излучения. При этом рентгенологическое оборудование в поликлинике является источником генерирующего излучения, а не открытого ионизирующего. Поэтому у работников не возникает право на получение молока, следовательно, и замены его денежной компенсацией.

Многим сотрудникам лабораторий, процедурных кабинетов иммунопрофилактики устанавливают вредные условия труда. От того, какие конкретно патогенные микроорганизмы применяют в технологическом процессе на рабочих местах медицинского персонала, зависит, будет ли у медперсонала дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда.

Например, если на работника воздействует биологический фактор – работа с возбудителями III и IV групп, подкласс условий труда устанавливается по максимальному значению, в данном случае по III группе. Таким образом, работникам присваивается подкласс 3.2 условий труда, и они приобретают право на повышение оклада, дополнительный отпуск, а также получение молока и равноценных продуктов.

Если СОУТ подтвердила, что вредные факторы на работника не воздействуют, класс условий труда будет допустимым, значит, придется отменить гарантии с учетом требований 74 статьи ТК РФ.

Обучение медицинского персонала по охране труда

Процедура подготовки работников по охране труда, в принципе, не отличается от обучения работников других отраслей экономики, за исключением того, что в медицине не разработаны отраслевые правила по охране труда. По состоянию на 15 февраля 2020 года, до сих пор не разработаны правила по охране труда для медицинского персонала. Поэтому для обеспечения безопасности работающих в медицине применяют СанПиН 2.1.3.2630-10 и государственные нормативные требования охраны труда, перечисленные в стандартах безопасности и федеральных законах.

Руководитель медицинского учреждения своим приказом устанавливает порядок проведения инструктажей, а также обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Программы инструктажей и обучения для медицинского персонала целесообразно разрабатывать руководителям подразделений совместно с эпидемиологом, на предмет включения специальных вопросов обеспечения безопасности медицинской деятельности из санитарных правил.

Также необходимо включить в список лиц, которые будут согласовывать программы и приказ, заместителя главного врача по медицинской работе. Для всех работников медорганизации — медицинского и немедицинского персонала, обслуживающего и обеспечивающего основные процессы медицинского учреждения, применяются основные правила по ОТ – по эксплуатации электроустановок, по работе с инструментом и приспособлениями, при работе на высоте и т.п.

В обучающих организациях необходимо обеспечить обучение руководителей и специалистов медорганизации, которые организуют безопасное проведение работ, проводят инструктажи, стажировки персонала, например, ответственный за радиационную безопасность. Все эти работники проходят специальное обучение по охране труда во время повышения квалификации, при назначении на должность, а также периодически, но не реже 1 раза в 3 года.

Медосмотр для медицинских работников

При разработке списка контингентов для медорганизации необходимо руководствоваться результатами спецоценки. Я подготовила для вас образец списка контингентов. Этот список нужно утвердить приказом руководителя медицинского учреждения, отправить один экземпляр в территориальный орган Роспотребнадзора, но согласовывать его с этим органом обязанности нет. Поэтому отправьте один экземпляр списка письмом.

Как организовать проведение медосмотра, прочитайте в нашей статье Медосмотры работников: как организовать и оформить.

Скачать образец документа

Обеспечение безопасности работающих при сменном графике

Персонал поликлинических учреждений работает по графику предприятия, при этом ночных смен у него нет. А вот особенностью клинической медицины является необходимость работы персонала в круглосуточном режиме для того, чтобы наблюдать за состоянием больных в ночное время.

Для этого в медицинском учреждении устанавливают режим сменности, персонал нужно ознакомить с графиком дежурств не позднее, чем за один месяц. Этот график разрабатывают в подразделении и согласовывают с представительным органом работников, при его наличии.

Важно! Специалист по ОТ должен проследить, чтобы при любом режиме – только дневном, или многосменном, персонал был обеспечен санитарно-бытовыми помещениями, в которых дежурный персонал может отдохнуть, уйти на кратковременный сон по графику очередности, а также принять горячую пищу. Все это следует из 108 статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

Конкретную продолжительность рабочего времени определяет постановление Правительства России от 14 февраля 2003 года № 101 в зависимости от специальности и наименования структурного подразделения.

Обеспечение медицинского персонала СИЗ

Для защиты персонала от негативного воздействия вредных и опасных производственных факторов применяются средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Как выдавать СИЗ, прочитайте в нашей статье Типовые нормы выдачи СИЗ в 2020 году.

СИЗ предназначены только для отдельных категорий медицинского персонала – например, для бригад медицины катастроф, для медперсонала рыболовных судов, нефтепромысловых трубопроводов, экстренной помощи МЧС и т.п. Во всех остальных случаях, медперсонал получает только санитарную одежду, которая предназначена для обеспечения санитарно-эпидемиологического режима медорганизации.

Поэтому СИЗ положена не всему персоналу медицинского учреждения, а только тем работникам, на которых воздействуют общие производственные загрязнения и механические повреждения. Это значит, что отдельных норм выдачи СИЗ для больниц и поликлиник не разработано. Сварщики, грузчики, электрики, повара, посудомойки получают комплекты СИЗ в соответствии с типовыми нормами для сквозных отраслей промышленности, которой является и медицина.

Периодичность смены и сдачи в стирку санитарной одежды различная, в зависимости от профиля медицинских отделений и ИТР. Это указано в п.15.17 СанПиН 2.1.3.2630-10.



16 марта 2020
09:59
Распечатать
Поделиться